Для самостоятельного поиска подходящей модели мы рекомендуем воспользоваться удобным подбором по параметрам в профильном каталоге. Также советуем ознакомиться с материалом «Чем дешевый монитор отличается от дорогого», благодаря чему будет понятнее, на чем стоит экономить, а на чем — не желательно.

Для чего вам нужен монитор?

Первое, что нужно сделать перед покупкой монитора — определиться с его назначением. Сегодня можно выделить три главных сценария использования, а именно:

  • игры;
  • работа с графикой и видео;
  • повседневное применение, в том числе офисная работа, учеба, интернет-серфинг, мультимедиа развлечения (просмотр видео и сериалов) и т.д.

От основного назначения вашего монитора прямо зависят главные критерии выбора. Понятное дело, что трудоголикам-дизайнерам, заядлым геймерам или целеустремленным студентам, которые хотят получать повышенную стипендию, будет несложно ответить на вопрос, для чего им нужен монитор. А что делать, допустим, подростку, который хорошо учится, любит играть и еще увлекается видеообработкой? Тут надо либо правильно расставлять приоритеты, либо покупать несколько устройств.

Что же выделяет, допустим, геймерскую модель от дизайнерской? Давайте разбираться.

Чем отличается игровой монитор?

Геймерский монитор обязательно имеет быструю матрицу с высокой частотой обновления.

Геймерские мониторы ориентированы на ценителей компьютерных игр и хорошо проявляют себя именно в соответствующем сценарии. К отличительным чертам игровых моделей сегодня относится следующее:

  • высокая «герцовка», то есть частота смены кадров. Если раньше действительно классным значением было 120 Гц, то сейчас 144 Гц — это минимум, который рекомендуется для шутеров и симуляторов. Также нередко встречаются модели на 165 и даже 200+ Гц. Чем выше показатель, тем плавнее может быть видеоряд в динамичных сценах, но не стоит забывать, что реальная пропускная способность видеосигнала также зависит от интерфейса подключения и графического адаптера ПК;
  • малое время отклика. У игровых мониторов нормой стало значение в 1 мс, а продвинутые модели могут предложить быстродействие на уровне 0.5 или 0.3 мс. Требовательным геймерам и киберспортсменам даже отличия в долях миллисекунд важны. При этом есть две разные метрики — MPRT (более маркетинговая) и GtG (более практичная), поэтому сравнивать надо по одинаковым критериям, а действительно быстрыми можно считать мониторы с показателем около 1 мс по GtG;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации. Речь идет про AMD FreeSync и NVIDIA G-Sync (и их разные версии). Эти функции обеспечивают «согласование» частоты кадров на мониторе и графическом адаптере, устраняя артефакты — рывки, размытия, фризы и т.д. Владельцев ПК с видеокартами Radeon прежде всего должны интересовать мониторы с AMD FreeSync, а тех, у кого GeForce — с G-Sync. Но на практике иногда достаточно и поддержки первой технологии, ведь в тандеме с некоторыми видеокартами от NVIDIA и она обеспечивает синхронизацию, о чем говорит отметка G-Sync Compatible;
  • дополнительные игровые опции. Их выбор достаточно вариативен у разных производителей и включает, например, вывод на экран перекрестья прицела, счетчика FPS и/или таймера, высветление темных участков кадра, а также пресеты для разных игровых жанров, специальные меню настроек и многое другое.

Нередко именно геймерские мониторы предусматривают технологии синхронизации видеоряда на уровне интерфейса подключения (VESA Adaptive-Sync), имеют дополнительную подсветку корпуса или другие характерные детали оформления (допустим, красные или другие яркие вставки на корпусе). А иногда ориентированные на игры модели также комплектуются съемными боковыми шторками (помогают сфокусироваться на происходящем, защищают от бликов и посторонних взоров) и/или выносными органами управления, в том числе пультами или переключателями.

Чем отличаются мониторы для дизайна?

Мониторы для дизайна и графики должны иметь хороший цветовой охват и точно передавать цвета.

Мониторы для работы с графическими материалами нередко называют профессиональными. Они рекомендованы дизайнерам, колористам, верстальщикам, фотографам и художникам, видеомонтажерам и кинематографам, а также другим специалистам, которым важно высокое качество и точность цветопередачи. К типичным отличительным чертам таких моделей относится:

  • высокая битность матрицы. Речь идет о 10-битных и псевдо 10-битных (8 бит + FRC) решениях. Первые на аппаратном уровне способны отображать свыше 1 миллиарда оттенков, что гарантирует отличную цветопередачу, а вторые — программно стремятся к такому же многообразию палитры, хоть де-факто уступают моделям с «честными» 10 бит;
  • хороший цветовой охват профильных пространств. Допустим, дизайнерам стоит ориентироваться на высокие проценты (99+) по модели AdobeRGB, которая обеспечит реалистичную картинку (не тусклую, но и не «перекрученную»). Кинематографистам и видеомонтажерам более важным будет отличный охват пространства DCI-P3. А вот ориентироваться при выборе профессионального монитора на стандарт sRGB не стоит, ведь он по диапазону цветов уступает двум перечисленным выше и ориентирован на широкую пользовательскую аудиторию;
  • дополнительные сертификации. Для работы с графикой можно выделить два стандарта, а именно CalMAN Verified и Pantone Validated. Наличие первого означает, что монитор откалиброван с помощью профессиональных инструментов, а точность заводской цветопередачи устроит даже требовательных пользователей. Сертификат Pantone говорит о том, что картинка на экране в максимальной мере соответствует одноименной цветовой системе, а она, напомним, широко используется в полиграфии и дизайне.

Модели для графики чаще всего не предполагают быстрого отклика, в отличие от игровых решений. А вот высокая «герцовка» для видеообработки в профессиональных моделях приветствуется так же как и в геймерских.

Чем отличаются мониторы для повседневных задач?

В условную третью группу мониторов по сценариям использования относятся модели для повседневных задач. По большому счету это те решения, которые в полной мере не удовлетворяют требованиям двух первых категорий — геймерской и дизайнерской. Такие мониторы имеют общее назначение и хорошо справляются с нетребовательными задачами — учеба и офисная работа, онлайн-серфинг, мультимедиа развлечения.

Чаще всего эти мониторы стоят дешевле, чем аналоги, в связи с чем предусматривают меньшую битность матрицы, стандартную частоту обновления 60 Гц (или значения менее 100 Гц), не самые внушительные параметры, отражающие качество изображения. Но даже тут, как правило, имеется следующее:

  • востребованные интерфейсы подключения, включая HDMI и DisplayPort;
  • подсветка без мерцаний, утомляющая глаза — Flicker-Free;
  • лаконичный дизайн;
  • различные фишки эргономики и оснащения (хотя они свойственны также геймерским и профессиональным мониторам, и про все это мы еще поговорим подробнее).
В мониторах для повседневных задач нередко на первый план выходит эргономика и безопасность для зрения.

При выборе повседневного решения надо подробнее разбирать основные сценарии применения. Допустим, если модель рассматривается главным образом для учебы или рутинной офисной работы, то приветствуются решения с высоким уровнем защиты зрения. Помимо базовой опции Flicker-Free ее обеспечивает фильтрация вредного синего цвета, а весомым подтверждением безопасности выступает сертификация TÜV Rheinland. Хотя в целом щадящее воздействие на зрение актуально для всех моделей без исключения.

Для просмотра сериалов и фильмов желателен хороший цветовой охват: хотя бы по пространству sRGB + минимум 8-битная матрица. Это не гарантирует эталонную точность цветопередачи, но сделает картинку чуть сочнее и обеспечит больше приятных эмоций от просмотра.

Что нужно знать про яркость и контрастность изображения?

Еще на этапе подбора монитора по назначению, стоит разобраться с одними из базовых параметров картинки — яркостью и контрастностью. От их значений также прямо зависит то, насколько хорошо конкретный дисплей будет справляться с приоритетными для вас задачами.

Яркость влияет как на общее восприятие картинки, так и на способность протвостоять бликам.

Начнем с яркости. Базовым можно считать уровень в 250 – 300 кд/м² (нит), который свойственен мониторам начального и среднего ценового сегмента. Показатели ниже даже при умеренном освещении выдают довольно тусклое изображение, а эксплуатация в целом становится не очень комфортной. Значения в 400 нит позволяют рассчитывать на то, что поддержка HDR-контента уже не просто формальность, а разницу на фоне SDR-видео пользователь действительно заметит. Так, мониторы с яркостью выше 400 кд/м² можно рекомендовать ценителям кино и сериалов, а также геймерам (для HDR-игр). В топовых моделях яркость может превышать 600 и даже 1000 нит. Для них и прямые солнечные лучи не станут проблемой. Подобные решения — выбор для самых требовательных пользователей и профессионалов, в том числе создателей HDR-контента.

Высокая контрастность позволяет отображать более естественный черный цвет, что сильно влияет на общее качество картинки.

Если говорить про контрастность, то прежде всего стоит ориентироваться на статический показатель, а динамический — уж очень маркетинговый и предлагает большой разброс цифр. Так, значения меньше 1000:1 свойственны для самых бюджетных мониторов и рассматривать их можно разве что для базовых задач. Для гейминга и работы с графикой допустимы решения с контрастностью 1000:1 и более. А вот для комфортного кинопросмотра рекомендуются модели с показателем от 3000:1 и выше. На таких экранах даже в комнате с приглушенным освещением черный цвет и его оттенки будут выглядеть естественно.

Какую матрицу взять при выборе монитора?

Когда вы четко знаете, для чего вам нужен монитор, то мы рекомендуем приступать к выбору подходящей матрицы. Технология изготовления экрана прямо определяет ключевые параметры изображения и нередко накладывает различные ограничения (по тем же характеристикам или бюджету).

Раньше покупатели выбирали между TN, IPS или VA, сегодня TN почти вытеснены, но добавились OLED мониторы.

Сейчас пользователи могут выбирать среди 4 самых ходовых вариантов, а именно:

  • TN+film. Довольно старый, если не сказать устаревший вид матрицы. Она сегодня фигурирует в самых бюджетных моделях и изредка — в игровых, ведь главный плюс этих экранов — быстрый отклик. Минусов явно больше — малые углы обзора, низкая контрастность, самая неубедительная цветопередача на фоне конкурентов. То есть для работы с графикой и мультимедийных развлечений TN+film не подходит.
  • IPS. Наверное, самый ходовой вид матриц в мониторах сегодня со сбалансированным соотношением цены и качества. IPS-экран обладает отличной обзорностью, имеет быстрый отклик, точную цветопередачу. Явный минус — невысокая статическая контрастность (обычно 1000:1), поэтому для кинопросмотра в темноте он не идеален. Такая матрица чаще всего используется для дизайна, подходит также геймерам и для универсального применения (учебы, офисных задач и т.д.).
  • VA. Эти матрицы на мониторах также встречаются очень часто. Когда-то они уступали IPS по скорости отклика, но современные версии могут быть действительно быстрыми, то есть для игр они подходят довольно хорошо. Также у VA-матрицы прекрасная контрастность (обычно 3000:1 и выше), поэтому и для просмотра видео ее однозначно можно рассматривать. Нюансы имеются с углами обзора и точностью цветопередачи: для дизайнеров такие экраны выпускают явно реже, чем IPS.
  • OLED. Матрица с самоподсвечивающимися пикселями — это решение, которое сочетает плюсы IPS и VA, нивелируя их минусы. Цветовой охват отличный, контрастность высокая, отклик быстрый, углы обзора широкие, но и ценник соответствующий. Поэтому OLED-мониторы можно рекомендовать практически для любых сценариев применения, за исключением разве что статичной работы с графикой, ведь данная матрица подвержена выгоранию при продолжительном показе одной и той же картинки.

Отдельно стоит выделить и другие технологии, которые дополняют сами матрицы. Прежде всего выделим фильтр из квантовых точек QLED. Он может сочетаться как с традиционными LED-дисплеями, так и с OLED. В плане качества картинки такие модели действительно универсальны, но стоят дорого, поэтому подходят далеко не всем. Аналогичное утверждение справедливо и по отношению к подсветке mini-LED. Подобные решения стоит рассматривать в том случае, если у вас нет ограничений по бюджету.

Кстати, не забывайте, что две IPS-матрицы не означают приблизительно одинаковую картинку, как и два разных VA-экрана по изображению могут сильно отличаться друг от дружки.

Какой экран подойдет: размер, разрешение, соотношение сторон, кривизна

Обычно на диагональ дисплея обращают внимание чуть ли не в первую очередь. Мы бы рекомендовали все же сначала определиться с назначением, подходящими параметрами яркости и контрастности, типом матрицы, а уже потом думать про размеры экрана. Более того разбираться с диагональю монитора можно и в самую последнюю очередь. Когда буквально все критерии учтены, то можно попросту выбирать наибольшее значение в дюймах, которое «вписывается» в ваш бюджет. Как говориться, чем больше диагональ, тем лучше. Правда, есть «но».

Это «но» — разрешающая способность. Если взять большую модель на 40+ дюймов с детализацией Full HD, то размер пикселя будет приближаться к 0.5 мм. На практике это выливается в эффект зернистости. Так, крупным можно считать величину пикселя больше 0.3 мм, а мелким — менее 0.23 мм. Приведем несколько примеров:

  • на 24-дюймовом Full HD дисплее размер пикселя составляет 0.28 мм, а при разрешении Quad HD (2560x1440 точек) — 0.21 мм;
  • для диагонали 27 дюймов — Quad HD формат обеспечивает классную детализацию (размер пикселя 0.23 мм), а Full HD — явно не идеальную (0.31 мм);
  • на 32-дюймовом мониторе Quad HD разрешение дает сбалансированную картинку с размером пикселя в 0.27 мм, а 4K-формат — отменную детализацию без зернистости (0.18 мм);
  • на экране 43 дюйма Ultra HD обеспечивает размер пикселя в 0.27 мм, а меньшая детализация уже не желательна. Ведь это не телевизор, на который мы обычно смотрим издали.
С некоторой доллей условности можно придерживаться следующих рекомендаций по соотношению диагонали и разрешения монитора.

Как минимум, сопоставлять разрешающую способность и диагональ точно нужно при выборе монитора. А если планируете «плясать» именно от оптимального разрешения экрана, то учтите следующее:

  • для повседневных задач в целом достаточно Full HD;
  • для работы с графикой лучше выбирать 4K-модели;
  • для гейминга выбор должен учитывать возможности «железа» ПК и предпочитаемые тайтлы: в многопользовательских динамичных шутерах обычно достаточно и Full HD, а в сюжетных игрушках приветствуется детализация Quad HD и Ultra HD;
  • если берете монитор на перспективу (то есть модернизация компьютера будет раньше, чем покупка новой модели), то лучше все же смотреть на дисплеи с разрешением от 2560x1440 точек и выше.

Дисплей современного монитора может отличаться не только по диагонали, но и по соотношению сторон, а также быть обычным или изогнутым. Последний аспект очень индивидуален, допустим, в играх кривизна может обеспечить лучшее сосредоточение и эффект погружения, но главное, чтобы пользователю это понравилось. Плюс если обычный дисплей подходит для коллективного просмотра, то в случае с изогнутым искажения картинки при отклонении от центра будут уж очень серьезными. В общем, по возможности стоит вживую протестировать изогнутую модель перед покупкой, а уже после принимать решение.

По соотношению сторон встречаются такие решения:

  • прямоугольные. Такие мониторы были популярны раньше, а сейчас используются узконаправленно, например, на кассовом оборудовании. Для игр и мультимедиа точно не подходят;
  • широкоформатные (соотношение 16:9 или 16:10). Это самые востребованные и универсальные модели. Такая компоновка оптимальна для кинопросмотра и гейминга, но также подходит для дизайна, работы с графикой и различных повседневных задач. Разве что с документами может быть не совсем удобно, но на этот случай есть мониторы с портретным режимом;
  • сверхширокие (21:9) и ультраширокие (32:9). Такие соотношения менее распространены, но считаются удобными для игр и работы, особенно если надо трудиться в нескольких открытых окнах одновременно. Ультраширокие мониторы по сути заменяют сразу два обычных широкоформатных решения 16 на 9. Для комфортной эксплуатации этих двух разновидностей дисплеев нужна крупная диагональ и высокая детализация, в результате ценник у них, как правило, немаленький.
Мониторы могут иметь разное соотношение сторон, а наряду с широкоформатными все чаше востребованы и сверхширокие модели.

Что в оснащении монитора желательно, а чем можно пренебречь?

В оснащении мониторов могут присутствовать самые разные элементы, но не за все из них действительно стоит доплатить. К полезным фишкам относится:

  • эргономичная подставка, которая позволяет не только наклонять, но и поворачивать экран, менять его высоту, переводить его в портретную ориентацию. Альтернативой этим возможностям выступает наличие отверстий под крепление типа VESA;
  • востребованные порты подключения, включая HDMI 2.1, DisplayPort v 1.4. На перспективу также можно рассматривать модели с USB C (DisplayPort Alt Mode) или даже Thunderbolt;
  • USB-хаб (желательно с портами версии 3.2). Полезен, когда монитор применяется со стационарным ПК, где системный блок находится в труднодоступном месте;
  • KVM-переключатель. Относительно новая опция, которая позволяет использовать один комплект из монитора, мышки и клавиатуры с разными компьютерами (например, стационарным и ноутбуком) и легко переключаться между ними.
Продуманая эргономика монитора - это и регулируемая подставка, и возможность избежать беспорядка с проводами.

Пригодиться могут разные эргономичные фишки, например, держатели для наушников или системы для скрытой укладки проводов. Чуть меньше пользы будет от пульта ДУ и веб-камеры (проще докупить такой аксессуар отдельно). Редко оправдан выбор монитора со встроенными динамиками: качество звучания в них посредственное, и уж лучше пользоваться наушниками (для этого можно рассматривать модели с выходом mini-Jack (3.5 мм)) или докупить нормальную аудиосистему.

Какие еще разновидности мониторов встречаются?

Мониторами для игр, работы с графикой и повседневных задач актуальный ассортимент не ограничивается. Уже давно были доступны, например, такие устройства, как видеостены, ЖК-панели и информационные дисплеи. Все они служат главным образом для информирования в местах скопления людей, могут использоваться в образовательных целях, для рекламы — на выставках, в торговых центрах и т.д.

Относительно недавно стали набирать популярность и другие виды мониторов, которые нацелены именно на домашнее (бытовое) применение. Среди них, например, можно выделить смарт-модели. Эти мониторы самодостаточны и могут эксплуатироваться в качестве мультимедийного устройства без ПК (аналог умного телевизора), так как оснащены собственным процессором и операционной системой с доступом к потоковым сервисам, соцсетям и т.д., имеют LAN-порт или модуль Wi-Fi для подключения к интернету, поддерживают другие технологии, например, Apple AirPlay 2.

Смарт монитор - это и рабочий инструмент и самодостаточный мультимедийный центр.

Еще одна заслуживающая внимания разновидность дисплеев — портативные мониторы. Это небольшие по диагонали (обычно до 18 дюймов) и компактные устройства, которые можно подключать к ноутбукам. Все чаще они оснащаются портом USB C, по которому может передаваться и видеосигнал, и питание одновременно, что лишь добавляет удобства в эксплуатации.

Что еще учесть перед покупкой монитора: рекомендации

В завершении остановимся еще на нескольких не критичных, но иногда значимых моментах выбора:

  • Большинство мониторов имеют черный корпус, далее по популярности идут белоснежные модели и вариации в сером и серебристом оформлении. Понятное дело, что тут выбор зависит только от ваших предпочтений, а также дизайна системного блока ПК, ноутбука, периферии и т.д.
  • Тонкие рамки — это тоже больше про дизайн. Но в целом модели, где вокруг экрана имеется минимальное обрамление, смотрятся лучше. Правда, почти все производители называют свои мониторы тонкорамочными. В соответствующую категорию нашего фильтра попадают только модели с шириной рамки менее 5 мм.
  • Экран у мониторов чаще всего имеет либо матовое, либо глянцевое (антибликовое) покрытие. Считается, что первое — практичнее и дешевле, но снижает яркость и контрастность, а второе — хоть активнее собирает загрязнения и следы от пальцев, но не боится бликов и помогает раскрыть весь потенциал матрицы дисплея.
Чем тоньше рамки, тем _бесшовнее_ будет _стыковка_ двух мониторов .
  • Мониторы могут оснащаться встроенным или выносным блоком питания. В первом случае корпус толще, но от устройства к розетке идет обычный провод с вилкой (место для БП на столе или еще где-либо искать не нужно). Кабель легче заменять, но при поломках именно блока питания ремонт будет сложнее. Выносной БП делает монитор тоньше, а его замену проще, правда, он располагается прямо на кабеле, что может негативно влиять на эстетику интерьера (если его не спрятать от взоров).
  • Давать рекомендации по брендам довольно сложно, ведь на рынке мониторов немало торговых марок, которые неплохо себя зарекомендовали. Можно выделить Samsung и LG, Acer и Asus, Dell и BenQ, а еще Philips, MSI, Gigabyte, AOC, HP и Lenovo. Соответственно, лучше отталкиваться от других критериев, а уже на решающей стадии поиска определяться с брендом.

Надеемся, вы теперь сможете разобраться в богатом ассортименте моделей и подобрать оптимальное решение для своих задач!