Забегая вперед, уточним, что наш гайд посвящен именно классическим акустическим системам. Набирающие популярность портативные и смарт-колонки не требуют сложных усилий для выбора. Там уже все настроено, поэтому все, что вам потребуется оценить при их покупке — это качество звучания, размер и набор функций. Хотя и этому можно посвятить отдельную статью. А вот с классикой точно придется повозиться. Так что давайте разбираться.

Критерии выбора АС

Конечно, на личные впечатления иногда можно положиться, однако лучше использовать подход, который рекомендуют специалисты. А они считают, что необходимо учитывать следующие аспекты.


Бренд

Это достаточно веский критерий выбора, поэтому мы начнем именно с него. Среди отлично зарекомендовавших себя производителей акустики можно выделить Klipsch, Dali, Yamaha, KEF, Focal и еще с десяток других. Это специализированные компании с многолетними традициями производства и инноваций, имеющие коммерческий успех целых серий и линеек аудиотехники, а не случайных отдельных моделей.

Казалось, бы выбирай любую и радуйся, не прогадаешь. Но выбор настолько огромен, что поиск лучшего варианта может быть бесконечным. Поэтому ориентироваться только на хороший бренд мало. Нужно уметь разбираться в технических тонкостях АС.

Hi-Fi vs Hi-End

Акустические системы в классе Hi-Fi и Hi-End — лучшее, что на сегодня может предложить аудиорынок. По крайней мере, так утверждают маркетологи. Под Hi-Fi (High Fidelity) подразумевается аппаратура высокой точности воспроизведения с высокими электрическими характеристиками. Само понятие High Fidelity возникло где-то в начале 70-х, затем был принят международный стандарт IEC (International Electrotechnical Commission) 60581, которому должны соответствовать акустические системы Hi-Fi класса. А именно, иметь:

  • нелинейность амплитудно-частотной характеристики не выше 4 дБ для диапазона частот от 100 до 4000 Гц и в пределах (-8) – (+4)Гц для диапазона 50 – 12500 Гц;
  • коэффициент нелинейных искажений для 250 – 1000 Гц не выше 3 Гц, а для 1000 – 2000 Гц меньше 1%.

Этими двумя пунктами требования к Hi-Fi исчерпываются. Все остальное — чистой воды маркетинг. Для High-End четких критериев нет, но такое оборудование должно превосходить аппаратуру класса Hi-Fi по большинству параметров. Как правило, это бутиковая модель, созданная вручную, иногда в одном экземпляре, с использованием премиальных компонентов, массивных корпусов и уникальных технологий.

Активная или пассивная?


Акустика со встроенным усилителем называется активной. Она популярна, поскольку обеспечивает:

  1. Мобильность.
  2. Упрощенную коммутацию.
  3. Более высокий КПД за счет оптимизации и согласования усилителя и динамиков на заводе производителя.

Есть у них и недостатки:

  • Высокая вероятность короткого замыкания при попадании влаги;
  • Сложное масштабирование или модернизация.

Пассивные АС не имеют встроенного усилителя, но требуют внешнего. Плюсом такой техники является гибкость настройки, возможность апгрейда и расширения. К недостаткам относятся:

  • скрупулезный подбор компонентов, в частности, усилителя;
  • сложная коммутация;
  • громоздкость.

Какая система лучше для вас? Если вы плохо разбираетесь в настройке и управлении аудиоаппаратурой, то оптимальным выбором будет активная. По сути, вы получите более усовершенствованный вариант компьютерных колонок, который с высокой долей вероятности будет звучать так как вам нравится. Но если вы хотите иметь тонкую настройку звука, возможность его качественного апгрейда, и готовы этим заниматься серьезно, для создания профессиональной музыкальной системы идеально подойдут пассивные АС.

Назначение АС

В зависимости от сферы использования акустические системы разделяют на следующие виды:

Домашние. Предназначены для установки дома или в относительно небольшом по площади общественном месте. В данный класс входят как бюджетная аппаратура, так и дорогие многоканальные активные и пассивные Hi-Fi-системы.

Кинотеатральные. Как правило, это многоканальные системы или саундбары с объемным звучанием для создания эффекта присутствия.

Профессиональная (концертная и мониторная). Оборудование для озвучивания и мониторинга студий, клубов, концертных площадок. Отличается повышенными требованиями к мощности, АХЧ и другим характеристикам.

Информационные. Колонки, которые могут использоваться в сетях голосового оповещения — на вокзалах, в торговых комплексах, школах и т.д. Для таких АС характерны наличие рупорных динамиков, высокая мощность и чувствительность, а также преобладание средних частот для качественной передачи речи.

Внешние. Предназначены для использования на открытом воздухе, что предъявляет повышенные требования к их влагостойкости и ударопрочности.

Тип установки


Выбор акустики по типу установки позволяет использовать все доступное пространство помещения и создать любую конфигурацию АС. Кроме того, можно комбинировать разные способы монтажа.

Полочные

АС располагаются примерно на уровне головы сидящего человека, поэтому распределение звука будет оптимальным. Можно использовать любые горизонтальные поверхности, но потребуются подставки из резины или других эластичных материалов для гашения вибраций.Также для установки таких колонок нередко применяют акустические стойки.


Напольные

К этой категории относятся аудиосистемы, которые просто ставятся на пол. Как правило, это высокие громоздкие колонки, установка которых по-другому не имеет смысла или просто невозможна.

Подвесные

Компоненты таких АС монтируются на стену либо на потолок с помощью специальных кронштейнов. Вы экономите пространство, но можете потерять в качестве звука из-за искажений, возможных при слишком близком размещении к монтажной поверхности.

Встроенные

Врезаются в стену или потолок, а снаружи закрываются декоративными панелями. Это требует большого количества предварительных работ, но зато вы сэкономите место и гарантированно не испортите дизайн помещения.

Корпус колонок

Ниже в таблице вы можете увидеть как материал, конструкция и размер колонок влияют на качество воспроизводимого звука.

Параметр корпуса Влияние на качество звука
Форма Влияет на диаграмму направленности. Округлая форма — равномерное распределение звука, прямоугольная — более узкие диаграммы направленности.
Конструкция Закрытый корпус хорошо гасит инерционные возмущения. Корпус с фазоинвертором увеличивает низкочастотные колебания (улучшает бас) благодаря резонансу. Открытый, у которого нет задней стенки, в некоторых случаях дает положительный эффект, но с его установкой придется повозиться.
Размеры Влияют на объем и глубину басов. Более крупные корпуса могут обеспечить глубокие и мощные басы, а толстые стенки защитят от лишних резонансов и искажений в некоторых диапазонах.
Материал Дерево, фанера, МДФ. Обычно дают теплый и естественный звук с хорошей глубиной и детализацией звучания. Но они чувствительны к влажности и температуре, что может влиять на звук.


Пластик. Легкий, прочный и дешевый. Но звук может быть плоским и не натуральным. Материал может вызывать резонансы и искажения.

Металл. Обеспечивает яркий и детализированный звук, но может звучать холодно и механически. Может вызвать резонансы и искажения.


Карбон. Такие колонки могут быть очень прочными и жесткими, что позволяет им создавать чистый и точный звук, но и делает их дороже колонок из других материалов.

Звуковые характеристики

Характеристики звука указаны в каждой инструкции к АС. Однако, там столько параметров и цифр, что легко потеряться. Вам же нужны только те, которые напрямую связаны с качеством звучания.

Количество каналов

Чем больше в системе устройств воспроизведения, тем более объемным получается звук. Простыми словами, количество каналов указывает на комплектацию АС, то есть сколько в ней колонок. В мануале это обозначается цифрами через точку.

Например, 2.0 — стандартная стереосистема с двумя фронтальными колонками, 2.1 — то же самое плюс сабвуфер. Такой конфигурации вам вполне хватит для прослушивания музыки. 5.1.2 и 7.1.2 — пять или семь каналов с одним сабвуфером, фронтальными, тыловыми, «потолочными» каналами и центром. Такие системы при правильной установке обеспечат отличный пространственный эффект и максимально погрузят в атмосферу фильма или живого концерта.

Нередки ситуации, когда пользователи начинают с простых конфигураций, но потом быстро перестают довольствоваться тем, что есть, и стремятся к тюнингу. Если вы чувствуете, что это может быть ваш случай, покупайте сразу пассивную систему из линейки производителя, которая допускает возможность апгрейда. Например, Dali Opticon или Rubicon. Это обеспечит оптимальную согласованность старых и новых динамиков.

Количество полос

Чем шире разнесена частотная составляющая, тем богаче и реалистичнее будет звук:

  • Однополосный громкоговоритель. Воспроизводит весь спектр частот, кроме самых низких. Обычно используется в ультрабюджентых системах с форматами моно или псевдо стерео.
  • 2-полосная система. Включает НЧ/СЧ + ВЧ динамик. Считается универсальной. Кроме того, к ней можно добавить сабвуфер и получить более качественное звучание в нижнем диапазоне.
  • 3-полосная — НЧ + СЧ + ВЧ динамики.
  • 2,5-полосная — ВЧ + 2 низкочастотных динамика. Один воспроизводит только НЧ-диапазон, а второй — СЧ и НЧ. Часто, в целях экономии, производители устанавливают оба динамика одного типа, регулируя разделительную полосу кроссовером.

Как правило, наличия двух или трех полос достаточно. Более дорогие АС часто могут быть 4-полосными и выше, то есть, содержать дополнительные динамики для более точного воспроизведения определенного диапазона частот. Но на практике вы врядли заметите ощутимую разницу между ними и 3-полосными системами, а вот разница в цене будет очевидной.

Частотный диапазон

Стандартное человеческое ухо не воспринимает частоты за пределами диапазона 20 – 20000 Гц. поэтому выбирать АС с более широкими параметрами нет смысла. Но если верхний диапазон указан ниже 18000 Гц, пострадает детализация звучания. С нижним порогом примерно также. Его оптимальное значение лежит в пределах 20 – 40 Гц. Впрочем, если у вас большие запросы к НЧ, и вы считаете, что способны различить на слух саб-бас, ориентируйтесь на аппаратуру с показателями ниже 20 Гц.

Соотношение сигнал шум (SNR)

Отношение сигнал/шум измеряется в дБ и показывает превышение уровня сигнала над уровнем шума. Шумы можно представить как некий случайный звуковой сигнал малой громкости, который примешан к основному сигналу. Наиболее заметны шумы на слух в области средних частот. Поэтому, чем выше SNR, тем чище звук. Например, для АС среднего уровня нормальное значение должно быть не ниже 75 дБ, а для Hi-Fi от 90 дБ.

Мощность и ее расчет под размер помещения

Первым делом, определимся, что мощность для АС —‌ это запас прочности динамиков, а не их громкость. Простыми словами, сколько динамик сможет потребить мощности от усилителя, оставшись при этом целым, не сгорев и не сломавшись. И здесь нам понадобиться знать различие между номинальной и пиковой мощностью.

RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — мощность, при которой усилитель или динамик может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения

PMPO (Peak Music Power Output) — пиковая кратковременная мощность, которую динамик может выдержать в течение 1 – 2 секунд на сигнале низкой частоты (около 200 Гц) без физического повреждения.

Максимальная мощность превышает номинальную как минимум в два раза и особой практической ценности не имеет, это больше маркетинговый ход для увеличения цифр, то есть при выборе компонентов не стоит на нее ориентироваться. Реальную ценность имеет RMS мощность.

Чтобы навскидку прикинуть, какой суммарной мощности RMS будет достаточно АС для вашего помещения, умножьте метраж комнаты (при стандартной высоте потолков 2.5 м) на пять, вы получите минимум, от которого следует отталкиваться.

Чувствительность

Чувствительность АС характеризует интенсивность звукового давления (SPL), развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Чем она выше, тем лучше. Грубо говоря, колонка с высокой чувствительностью будет звучать громче колонки с низкой при одинаковом входном сигнале. Оптимально, если ваша АС будет иметь номинальную чувствительность:

  • от 90 дБ — для домашних аудиосистем среднего уровня
  • от 95 дБ и выше — для Hi-Fi и Hi-End систем.

Все что имеет чувствительность ниже 85 дБ не стоит ни малейшего внимания.

Подбор усилителя


Здесь первым определяющим фактором является совместимость по мощности RMS. В идеале усилитель должен иметь равную колонкам мощность. Если усилитель будет большей мощности, то колонки будут перегружены, резко возрастет коэффициент искажений на предельных мощностях и ваша АС может сгореть. Если усилитель будет меньшей мощности, он будет работать в перегруженном режиме, а колонки будут выдавать не самый лучший звук. Если вы берете пассивную АС с прицелом на апгрейд, то имеет смысл взять усилитель с запасом мощности, но выкручивать ручку громкости не более чем на 60 – 70%.


Второй фактор — чувствительность акустики. Чем она ниже, тем более мощный усилитель понадобится. Соотношение при этом следующее: «прибавление» каждых 3-х децибел к звуковому давлению, создаваемому акустикой стоит усилителю удвоения мощности.

Например, имеем акустическую систему с чувствительностью 90 дБ (т.е. она создает SPL в 90 дБ при подаче на нее сигнала в 1 Ватт). Чтобы создать звуковое давление в 93 дБ, необходимо подать сигнал мощностью 2 ватта (в 2 раза больше), для 96 дБ — 4 ватта (ещё в 2 раза больше), для 99 дБ надо уже 8 ватт и так далее, но помните, что эти замеры производятся на расстоянии 1 метр от акустики. Отойдите от колонок подальше и вы ничего толком не услышите. Математически громкость уменьшается на 6 дБ каждый раз, когда расстояние удваивается. То есть удаление на 4 метра даст нам падение чувствительности на 12 дБ, а значит нужно «добавить» мощности. Иными словами, АС с высокой чувствительностью может существенно сэкономить вам на покупке усилителя.

Третий фактор — сопротивление. Оно может быть от 2 до 16 Ом с шагом 2. В идеале сопротивление усилителя и колонок должно быть одинаковым. Допустимо подключение колонок с высоким импедансом (например, 8 Ом) к усилителю с импедансом 4 Ом. Но в таком случае усилитель будет выдавать в два раза меньшую мощность (звук будет тише). А вот наоборот категорически нельзя. Если подключить динамики с низким импедансом к усилителю с высоким минимально допустимым импедансом есть риск, что это испортит их на высокой громкости. Хотя в большинство усилителей встроена защита от перегрузки, так что, скорее всего, он просто выключится раньше, чем это случится.

Кабели — менять или не менять?

Покупая дорогую систему, мы ожидаем что каждый компонент в ней будет высокого качества и идеально подобран. Однако, так бывает не всегда и иногда производители могут экономить, например, на комплектных кабелях. Замена межблочных (для соединения компонентов аудиосистемы), и акустических кабелей (для подключения колонок к усилителю) действительно может улучшить звучание вашей АС, но этот способ актуален только для систем среднего уровня и выше. В бюджетными моделях разницу между качественным кабелем и плохим вы просто не ощутите.

Как выбрать хороший кабель? Отдавайте предпочтение не очень длинным с позолоченными разъемами. Оптимальная длина кабелей 2 – 2.5 метра для акустических и 0.5 – 1.0 метр для межблочных. В качестве материала обычно применяется медь (производители Atlas, Cardas, XLO) и серебро (Neotech, Van Den Hul). Также важным фактором выбора акустического кабеля является сопротивление динамиков. Чем оно ниже, тем толще должно быть сечение. Мы не рекомендуем использовать кабели «тоньше» 16 gauge (единица измерения сечения), даже если расстояние от колонок до усилителя не слишком велико.

АС с «прогревом» или без: миф против реальности

Вопросом «прогрева» задаются многие будущие обладатели дорогих АС. Некоторые считают, что это аудиофильский миф. Другие свято уверены, что это поможет раскачать звук. И это вечный спор, ведь даже производители не едины во мнении. Например, Kali Audio утверждает, что прогрев ничего не меняет. А вот Dali в руководстве пользователя прямо указывает время и условия работы, необходимые для раскрытия потенциала колонок.

На деле же вы вряд ли услышите разницу между «прогретой» и «непрогретой» системой. Хотя многие аудиофилы категорически утверждают обратное. Объяснить их уверенность можно психологическим эффектом повышенных ожиданий и постепенным привыканием слуха к характеру звучания АС. В конце концов, многие производители «прогревают» АС еще на заводе, поэтому выбирать модель, опираясь на этот параметр, совсем не обязательно. Хотя если очень хочется, то почему бы и нет.

Выводы

Итак, выбор АС не так прост, как кажется. Но, резюмируя вышесказанное, можно выделить ключевые критерии:

  • Выбирайте технику проверенных брендов и в соответствии с вашими потребностями.
  • Деревянные корпуса лучше полимерных и металлических, но чувствительные к влажности температуре.
  • Чем толще корпус, тем меньше резонансов.
  • Многополосность и качество звучания тесно связаны. Если Вы хотите получить объемный тембрально богатый звук, ориентируйтесь на многоканальную акустику.
  • Мощность следует выбирать согласно размерам помещения.
  • Верхний частотный порог не должен быть ниже 18 000 Гц. Если нужна глубина звука, внимание следует обратить на нижний порог НЧ.
  • Чем выше чувствительность АС, тем она громче, и тем меньшей мощности требуется усилитель.
  • Сопротивление АС должно совпадать или превышать сопротивление усилителя.