Чипсет
Модель чипсета, используемого в штатной комплектации ПК.
Чипсет можно описать как набор микросхем, обеспечивающий совместное функционирование центрального процессора, оперативной памяти, устройств ввода-вывода и т.п. Именно такой набор микросхем лежит в основе любой материнской платы. Зная модель чипсета, можно найти и оценить его подробные характеристики; большинству пользователей такая информация незачем, однако для специалистов она бывает весьма полезной.
Модель
Конкретная модель процессора, установленного в ПК, вернее — его индекс в пределах своей серии (см. «Процессор»). Полное название модели состоит из наименования серии и этого индекса — например Intel Core i3 3220; зная это название, можно найти подробную информацию о процессоре (характеристики, отзывы и т.п.) и определить, насколько он подходит для Ваших целей.
Тактовая частота
Тактовая частота процессора, установленного в ПК.
Теоретически более высокая тактовая частота положительно влияет на производительность, так как позволяет процессору совершать больше операций за единицу времени. Однако данный показатель довольно слабо связан с реальной производительностью. Дело в том, что фактические возможности CPU сильно зависят от ряда других факторов — общей архитектуры, объема кэша, количества ядер, поддержки специальных инструкций и т.п. По итогу сравнивать по данному показателю можно только чипы из одной или из схожих серий (см. «Процессор»), а в идеале — еще и одного поколения. И то довольно приблизительно.
Частота TurboBoost / TurboCore
Тактовая частота процессора при работе в режиме TurboBoost или TurboCore.
Технология Turbo Boost используется в процессорах Intel, Turbo Core — AMD. Суть данной технологии и там, и там одинакова: если часть ядер работает под высокой нагрузкой, а часть простаивает, то часть задач передается с более загруженных ядер на менее загруженные, что улучшает производительность. При этом обычно увеличивается тактовая частота процессора; это значение и указывается в данном пункте. Подробнее о тактовой частоте в целом см. выше.
Объем кэш памяти 2-го уровня
Объем кэш-памяти 2 уровня (L2) в комплектном процессоре ПК.
Кэш представляет собой промежуточный буфер памяти, в который при работе процессора записываются наиболее часто используемые данные из «оперативки». Это положительно сказывается на быстродействии системы. Чем больше объем кэша — тем больше данных может в нем храниться для быстрого доступа и тем выше быстродействие (при прочих равных). А что касается уровня, то чем он выше — тем объемнее и медленнее кэш. Таким образом, кэш L2 занимает промежуточное положение между маленькими и быстрым кэшем первого уровня L1 и объемным, но относительно медленным L3. Минимальный объем этого буфера в современных процессорах для ПК — 512 КБ, в большинстве моделей этот показатель не превышает 8 МБ, однако встречаются чипы с L2-кэшем на 16 МБ и даже более.
Объем кэш памяти 3-го уровня
Объем кэш-памяти 3 уровня (L3) в комплектном процессоре ПК.
Кэш представляет собой промежуточный буфер памяти, в который при работе процессора записываются наиболее часто используемые данные из «оперативки». Это положительно сказывается на быстродействии системы. Чем больше объем кэша — тем больше данных может в нем храниться для быстрого доступа и тем выше быстродействие (при прочих равных). А что касается уровня, то чем он выше — тем объемнее и медленнее кэш. Третий уровень кэша — самый высокий, соответственно, самый объемный и самый медленный. Минимальный его объем в современных ПК — порядка 2 МБ, а наиболее продвинутые процессоры могут иметь 20 – 30 МБ кэш-памяти 3 уровня.
Тип памяти
—
DDR3. Третье поколение оперативной памяти с так называемой удвоенной передачей данных. Некоторое время назад этот стандарт был самым популярным в компьютерной технике, однако сейчас он все больше уступает позиции более новым и совершенным стандартам, прежде всего DDR4. В компактных компьютерах встречается «мобильная», энергосберегающая разновидность этого стандарта памяти — LPDDR3.
—
DDR3L. Модификация памяти DDR3, поддерживающая работу на пониженном напряжении — 1,35 В вместо 1,5 В (Low Voltage — отсюда и индекс L). Пониженное напряжение позволяет улучшить производительность. Данные модули совместимы с классическими слотами DDR3.
—
DDR4. Дальнейшее, после DDR3, развитие стандарта DDR, выпущенное в 2014 году. Отличается как повышенным быстродействием, так и увеличенными объемами — емкость одной планки может составлять от 2 до 128 ГБ. В свете этого максимальный объем RAM в большинстве ПК ограничивается скорее возможностями «материнки», нежели характеристиками существующих планок. DDR4 весьма популярен в современной компьютерной технике, включая настольные ПК.
—
DDR5. В пятом поколении предусматривается примерно двукратный прирост производительности подсистемы памяти и наращивание пропускной способности по сравнению с DDR4. Вместо одного 64-битного канала данных DDR5 использует пару независимых 32-битных канал
...ов, которые работают с 16-байтными пакетами и позволяют доставлять 64 байта информации за такт по каждому каналу. Новые модули памяти требуют напряжения 1.1 В, а максимальный объём одной планки DDR5 может достигать внушительных 128 ГБ.
Стоит отметить, что разные типы ОЗУ не совместимы между собой.Тактовая частота
Тактовая частота оперативной памяти, поставляемой в комплекте с ПК. Это один из параметров, определяющих возможности RAM: при одинаковом объеме и типе памяти (см. выше) более высокая тактовая частота будет означать большее быстродействие. Правда, такие подробности редко требуются рядовому пользователю, зато они бывают немаловажными для энтузиастов и профессионалов
Отметим также, что по данному показателю можно определить возможности для апгрейда системы: материнская плата сможет нормально работать с планками, имеющими такую же или меньшую тактовую частоту, а вот совместимость с более «быстрой» памятью стоит уточнять отдельно.
Тип видеокарты
Тип видеокарты, используемой в ПК. Современные компьютеры могут оснащаться как
интегрированными модулями (среди таковых можно встретить продукцию
Apple и
Intel —
HD Graphics,
UHD Graphics и
Iris), так и
дискретными видеокартами (в том числе
профессионального уровня), которые могут устанавливаться по нескольку штук с использованием технологии
SLI или CrossFire. Кроме того, в продаже можно встретить конфигурации, вообще не укомплектованные графическими адаптерами. Вот более подробное описание каждого варианта:
— Интегрированная. Видеокарты, встроенные прямо в процессор (реже — в материнскую плату) и не имеющие собственной выделенной памяти: память для обработки видео отбирается из общей «оперативки». Главные достоинства таких модулей — невысокая стоимость, низкое энергопотребление, минимальное тепловыделение (не требующее специальных систем охлаждения) и предельно компактные размеры. С другой стороны, и производительность у этого типа графики невысока: ее хватает для несложных повседневных задач вроде веб-серфинга, просмотра видео и нетребовательных игр, но вот для более серьезных целей желательно все же иметь в системе дискретный видеоадаптер. Да и тот факт, что инте
...грированные системы занимают при работе часть системной RAM, тоже не способствует производительности.
— Дискретная. Видеокарты в виде отдельных модулей со специализированным процессором и собственной памятью. Обходятся заметно дороже интегрированных, занимают больше места и потребляют больше энергии, однако все эти недостатки компенсируются ключевым достоинством — высокой производительностью. Это позволяет работать даже с «тяжелым» графическим контентом вроде современных игр, 3D-рендеринга, видеомонтажа в высоких разрешениях и т. п. (хотя конкретные характеристики дискретной графики, разумеется, могут быть разными). Кроме того, обработка графики в таких системах не задействует основной оперативной памяти, что тоже является немаловажным достоинством. Для дополнительного повышения производительности дискретные видеоадаптеры могут объединяться в системы SLI / CrossFire, этот вариант указывается отдельно (см. ниже). Также отметим, что в большинстве современных ПК такая графика сочетается с процессором, имеющим встроенное графическое ядро, и часто работает в гибридном режиме: интегрированный модуль применяется для несложных задач, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную видеокарту.
— SLI / CrossFire. Несколько дискретных видеокарт (см. выше), объединенных в связку по технологии SLI (применяется NVIDIA) или Crossfire (используется AMD). C точки зрения рядового пользователя принципиальных различий между этими технологиями нет: и та, и другая позволяют объединить вычислительные мощности нескольких видеокарт, повысив таким образом графическую производительность. Однако и обходится подобная графика недешево, а потому применяется она исключительно в высокопроизводительных ПК с упором на графические возможности — в частности, геймерских.
— Приобретается отдельно. Отсутствие какой-либо видеокарты в изначальной комплектации ПК. Довольно редкий вариант, встречающийся в отдельных высококлассных рабочих станциях: такие конфигурации оснааются профессиональными процессорами без встроенного графического ядра и не имеют дискретной графики — предполагается, что такой адаптер пользователю удобнее купить отдельно.