Тип подключения
—
Проводные. Наушники, подключаемые к источнику сигнала при помощи кабеля. Такое подключение отличается высокой надежностью и помехозащищенностью, дает минимум искажений; сами наушники получаются простыми, относительно недорогими, легкими, к тому же не требуют собственного питания и имеют неограниченное время работы. Главный недостаток данного варианта — наличие провода, который ограничивает дальность действия и может создавать различные неудобства.
—
Беспроводные. Наушники, использующие соединение по
Bluetooth,
радиоканалу или
ИК-каналу. Самое очевидное преимущество таких моделей — отсутствие провода, что делает их очень удобными в использовании; а радиус действия обычно составляет как минимум несколько метров. С другой стороны, беспроводные модели стоят заметно дороже, чем проводные аналоги, они имеют ограниченное время работы и требуют периодической подзарядки, а добиться высокого качества звука в таких устройствах сложнее (существуют специальные технологии вроде aptX, однако они еще более увеличивают стоимость). Кроме того, беспроводные наушники традиционной конструкции получаются еще и более тяжелыми и громоздкими, чем проводные; этих недостатков лишены модели
true wireless, однако у них есть свои нюансы.
—
Комбинированные.... Наушники, допускающие оба описанных выше варианта подключения. Наиболее популярная разновидность таких «ушей» — беспроводные модели со съемным кабелем (см. соответствующий пункт); другой вариант — проводные наушники со стандартным штекером, укомплектованные адаптером для беспроводного подключения. В любом случае, имея такую модель, пользователь может выбирать способ подключения на свое усмотрение: например, с компьютера можно слушать музыку через провод, а выйдя из дому — подключить «уши» к смартфону через Bluetooth. При этом комбинированным устройствам не страшен севший аккумулятор: можно просто переключить «уши» на кабель и продолжать использовать их. Главный недостаток наушников данного типа — довольно высокая стоимость.Подключение
Конкретный интерфейс подключения, предусмотренный в наушниках. При этом в некоторых моделях могут предусматриваться сразу несколько вариантов — это либо комбинированные устройства (см. «Тип подключения»), либо проводные наушники, укомплектованные дополнительными переходниками или сменными кабелями, либо беспроводные устройства с подключением по радиоканалу или ИК-порту (в последнем случае в характеристиках дополнительно уточняется способ подключения комплектного адаптера).
— micro-Jack (2.5 мм). Проводной разъем, схожий с популярным mini-Jack 3.5 мм (см. ниже), однако имеющий меньшие размеры. Техника с таким подключением встречаются нечасто — в основном это миниатюрные устройства, где попросту нет места для разъема на 3.5 мм. Соответственно, и среди наушников данный интерфейс распространения не получил: в чистом виде он почти не встречается, модели с таким штекером обычно дополняются переходником или кабелем для mini-Jack.
—
mini-Jack (3.5 мм). Едва ли не самый популярный современный тип аудиоразъема; если в каком-то устройстве заявлен выход под наушники — скорее всего, речь идет именно о гнезде 3.5 мм. Соответственно, и большинство наушников с проводным подключением используют именно данный тип разъема. Стоит отметить, что наушники с микрофоном, рассчитанные на подобное соединение, оснащаются специальным штекером под комбинированный аудиоразъем «наушники+микрофон» (подобные разъемы популярны в портативных гаджетах и ноутб
...уках). А вот с гнездом, предназначенными только для «ушей» без микрофона, такой штекер может работать некорректно. Альтернативой могут стать наушники, оснащенные двумя отдельными штекерами mini-jack; подробнее об этом варианте см. ниже.
— mini-Jack (2 x 3.5 мм). Модели, имеющие два штекера mini-jack 3.5 мм. Данный вариант гарантированно означает, что речь идет не о классических наушниках, а о гарнитуре с микрофоном: один штекер используется для наушников, второй — для микрофона. Подобные модели удобны при использовании с техникой, имеющей отдельные разъемы 3.5 мм для «ушей» и микрофона — например, для ПК.
— Pentaconn (4.4 мм). Представляет собой 5-контактный балансный выход. Pentaconn использует увеличенный по сравнению с mini-Jack штекер, его диаметр составляет 4,4 мм, он прочнее и надежней 3,5-миллиметрового соединения. Балансное подключение Pentaconn дает возможность работать с аудиосигналами повышенной мощности. Благодаря этому соединению можно передавать сигнал на достаточно большое расстояние. Соответственно подобный разъем актуален для наушников высшей категории.
— Jack (6.35 мм). Самая крупная разновидность аудиоразъема типа Jack, встречающаяся в современной технике. Выходы этого типа встречаются преимущественно в стационарной аудиотехнике — для портативных устройств они слишком громоздки, там проще использовать 3.5 мм mini-jack. В то же время разъем 6.35 мм считается более подходящим интерфейсом для техники профессионального и и аудиофильского класса: он обеспечивает более надежное соединение, большую плотность контакта и, соответственно, меньшую вероятность помех. Поэтому, хотя собственным разъемом типа Jack оснащается сравнительно немного наушников (в основном решения премиум-класса), немало моделей со штекером 3.5 мм mini-Jack комплектуются переходником на 6,35 мм.
— XLR. Характерный круглый разъём с замком-фиксатором и 3 контактами (есть и другие варианты по количеству). Как правило, он используется для передачи аналогового сигнала через балансное подключение. Такое подключение обеспечивает высокую стойкость к помехам, характерную для профессионального применения; в то же время сам разъём имеет довольно крупные габариты. В виду всего этого наличие XLR актуально в основном для наушников, рассчитанных на применение с продвинутой стационарной аппаратурой.
— Bluetooth. Самый популярный вариант беспроводного подключения в современных наушниках. Связано это с тем, что встроенные модули Bluetooth имеются практически в любом современном смартфоне, планшете или ноутбуке, а для устройств без этого модуля (например, ПК) могут выпускаться соответствующие адаптеры. Правда, качество звука при традиционном Bluetooth-подключении получается сравнительно невысоким, но для исправления ситуации все чаще применяются специальные технологии вроде aptX и aptxHD (см. «Поддержка кодеков»).
Также стоит отметить, что модули Bluetooth могут соответствовать разным версиям (последние на 2022 год это Bluetooth 5.0, Bluetooth 5.1, Bluetooth 5.2 и Bluetooth 5.3) этот момент на качество звука не влияет, однако определяет ряд дополнительных нюансов — дальность и надежность связи, возможность работы сквозь стены и другие препятствия, стойкость к помехам и т. п. В современных «ушах» можно встретить такие версии Bluetooth:
- Bluetooth v 4.0. Обновление, в котором возможности версии 3.0 (классический+высокоскоростной Bluetooth) были дополнены третьим форматом — Bluetooth LE (с низким энергопотреблением). Этот стандарт связи предназначен в основном для передачи небольших объемов информации — в частности, служебных пакетов данных для поддержания соединения. При этом создателям удалось совместить экономное потребление энергии и большую дальность связи — она может достигать 100 м. Это положительно сказывается на стабильности подключения.
- Bluetooth v 4.1. Развитие и усовершенствование Bluetooth 4.0. Если говорить конкретно о наушниках, то для них ключевым нововведением в данной версии стала улучшенная помехозащищенность при работе рядом с устройствами устройствами мобильной связи формата 4G (LTE) (в более ранних стандартах сигналы Bluetooth и LTE могли перекрываться, что приводило к сбоям). Так что для использования вместе с 4G-смартфоном однозначно рекомендуются наушники с поддержкой Bluetooth не ниже v 4.1.
- Bluetooth v 4.2. Дальнейшее, после 4.1, развитие стандарта Bluetooth, представившее в основном ряд общих улучшений надежности и помехозащищенности.
- Bluetooth v 5.0. Масштабное обновление Bluetooth, выпущенное в 2016 году. Одним из самых заметных новшеств стало введение двух дополнительных режимов работы Bluetooth LE: режима повышенной скорости (за счет уменьшения дальности) и режима увеличенной дальности (за счет снижения скорости). В случае наушников основное значение этих новшеств заключается в улучшении общей надежности связи, увеличении ее дальности и уменьшении количества разрывов.
- Bluetooth v 5.1. Обновление версии v 5.0, в котором, помимо общих улучшений качества и надежности связи, появилась такая интересная возможность, как определение направления, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому смартфон или другой гаджет с поддержкой этого стандарта способен определять местоположение подключенных устройств с точностью до сантиметра; это может пригодиться, к примеру, для поиска пропавших из виду, но все еще работающих наушников.
- Bluetooth v5.2. Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth 5 поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
- Bluetooth v5.3 был введён в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нём ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счёт снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения.
— Радиоканал. Беспроводное соединение по радиоканалу, не использующее технологии Bluetooth (см. выше). Подобные наушники обычно комплектуются адаптером, который подключается к источнику сигнала проводным способом — например, через USB или mini-Jack 3.5. Такой способ подключения более универсален, чем Bluetooth, он может применяться даже с устройствами, не имеющими беспроводных модулей. Кроме того, радиоканал обеспечивает большую дальность (нередко — до нескольких десятков метров), а качество звука получается довольно высоким даже без использования специальных технологий. Недостатком данного варианта можно назвать собственно наличие адаптера, который не всегда уместен: например, с планшетом или смартфоном удобнее проще использовать Bluetooth-наушники.
— ИК-канал. Еще один способ беспроводного подключения, особенностью которого является то, что он использует не радиоволны, а инфракрасное излучение. Теоретически достоинством такого соединения является стойкость к электромагнитным помехам, недостатком — то, что работает оно только в зоне прямой видимости. На практике же ситуация такова, что в большинстве случаев для беспроводного соединения проще использовать Bluetooth или радиоканал. Так что данный вариант встречается исключительно в специализированных устройствах для техники, оснащенной собственными ИК-выходами — в частности, среди наушников под автомобильные мониторы.
— USB A. Проводное подключение к стандартному (полноразмерному) разъему USB. Этот вариант встречается исключительно среди наушников, рассчитанных на компьютеры/ноутбуки или игровые консоли. Одно из его достоинств заключается в том, что звук через USB передается в цифровом виде и обрабатывается не аудиокартой компьютера, а встроенным преобразователем наушников; такой преобразователь нередко обеспечивает лучшее качество звука, чем упомянутая аудиокарта. Кроме того, через USB-подключение можно передавать многоканальный звук — этот момент особенно оценят геймеры. Еще одним преимуществом можно назвать то, что при использовании USB-наушников специализированные аудиовыходы остаются свободными, и к ним можно подсоединить другую аппаратуру — например, компьютерные колонки или вибронакидку.
— USB C. Относительно новый тип USB-разъема, применяемый и в стационарных компьютерах, и в портативных устройствах — как наследник microUSB. Не сильно отличается по размерам, однако имеет более совершенную конструкцию — в частности, сделан двусторонним, что облегчает подключение. Чаще всего дополняется другими вариантами подключения (они могут быть как проводными, так и беспроводными).
— Lightning. Универсальный разъем, применяемый в портативной технике Apple — смартфонах iPhone и планшетах iPad — начиная с 2012 года. Другими производителями не используется. Соответственно, модели с таким интерфейсом рассчитаны именно на «яблочную» технику (прежде всего iPhone и плееры iPod touch). Этот тип подключения особенно актуален с учетом того, что в последних «айфонах» производитель вообще отказался от отдельного аудиовыхода, и единственной возможностью для подключения наушников является именно порт Lightning.
— Фирменный разъем. Разъем подключения, не относящийся к общепринятым стандартам и применяемый ограниченно, в технике одного или нескольких производителей. Такие разъемы встречаются в основном среди наушников для мобильных телефонов. Впрочем, в связи со всеобщей стандартизацией данный вариант практически сошел со сцены. Теоретически фирменным разъемом является также описанный выше Lightning, однако он выделен в отдельную категорию из-за популярности техники Apple.Звук
Формат звука, поддерживаемый наушниками.
— Стерео. Двухканальное звучание, позволяющее до определённой степени создавать эффект объёмного звука (за счёт разницы в правом и левом канале). Конструкция наушников (два динамика, по одному на каждое ухо) изначально «заточена» именно под стерео, поэтому абсолютное большинство моделей поддерживают именно данный формат звука.
— Моно. Одноканальный звук, не создающий эффекта объемности. Такая маркировка означает, что данная модель оснащена
одним наушником; при этом на рынке встречается две разновидности подобных устройств. Первая — это наушники, изначально имеющие только одну чашечку и предназначенные для ситуаций, когда второе ухо нужно оставить открытым (например, для работы на телефоне в офисе). Вторая — это устройства true wireless (см. «Тип кабеля»), продаваемые по одному, на замену потерянному наушнику из изначальной пары.
— 5.1. Изначально формат 5.1 предназначен для создания объемного звука, который может поступать с любой стороны («surround»). Он предполагает наличие 5 основных каналов (центр, фронт левый/правый, тыл левый/правый) и одного басового. В наушниках эффект подобного звучания достигается за счет использования нескольких динамиков в каждой чашечке. Такие модели очень удобны при просмотре фильмов с многоканальным звуком, а также в играх — они обеспечивают мощный эффект погружения. С другой стороны, обходятся подобные наушники недешево, к тому же они
...требуют специфического способа подключения (например, по USB).
— 5.1 (виртуальный). Модели с поддержкой объёмного звука 5.1 (см. выше), в которых эффект surround достигается не за счёт количества динамиков, а за счёт специальных технологий обработки звука. Это несколько снижает точность по сравнению с «не-виртуальной» многоканальностью, зато позволяет заметно снизить стоимость и вес наушников. Впрочем, динамиков в таких моделях также может быть несколько — например, для разделения по частотам.
— 7.1. Формат 7.1 представляет собой описанный выше многоканальный 5.1, дополненный еще двумя основными каналами. Локализация этих каналов зависит от конкретной разновидности 7.1, однако в любом случае они усиливают эффект объемности. С другой стороны, полноценная поддержка такого формата заметно сказывается на габаритах, весе и цене наушников, а контента со звуком 7.1 выпускается заметно меньше, чем 5.1.
— 7.1 (виртуальный). «Виртуальная» разновидность описанного выше формата 7.1, в котором эффект объемного звука обеспечивается прежде всего за счет специальной обработки сигнала, а не за счет наличия отдельных излучателей под каждый канал. Аналогично виртуальному 5.1, такой формат работы несколько снижает достоверность звучания, однако эта разница часто бывает незаметной, а сами наушники получаются более простыми и недорогими. Поэтому большинство современных 7.1-моделей поддерживают именно виртуальный формат этого звука.
— 9.1 (виртуальный). Дальнейшее развитие идеи многоканального звука: 5 каналов, как в 5.1 (см. выше), дополненные ещё 4 каналами для более точной локализации слышимого звука. Как и в других виртуальных форматах, объёмность в данном случае обеспечивается специальными алгоритмами обработки.
Стоит помнить, что фактическое звучание будет зависеть не только от наушников, но и от источника сигнала: например, монофоническая запись даже в «ушах» 9.1 не станет объёмной.
— 3D звук. Объемное звучание с локализацией источников звука в трехмерном пространстве позволяет глубоко окунуться в атмосферу фильмов либо же погрузиться в виртуальный игровой мир. Механика пространственного 3D-звучания обеспечивает локализацию источников звука вокруг слушателя и в вертикальной плоскости развертки. Алгоритмы реализации 3D-звука в наушниках отличаются по части программной и аппаратной поддержки, однако все они нацелены на достижение эффекта реалистичности происходящего. Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается в играх и музыкальных треках.Задержка звука
Задержка звука в беспроводных наушниках — это естественный процесс, обуславливаемый спецификой передачи аудиоданных по каналу Bluetooth. Она может быть как почти незаметной, так и явно мешающей комфортному геймплею либо же просмотру видеоконтента. В данном пункте приводится заявленное время задержки звука в миллисекундах, которое прописано в технических характеристиках для конкретной модели наушников.
Импеданс
Импедансом называют номинальное сопротивление наушников переменному току — такому, как аудиосигнал.
При прочих равных более высокий импеданс снижает уровень искажений, однако требует более мощного усилителя — иначе наушники попросту не смогут выдать достаточную громкость. В свете этого выбор по сопротивлению зависит прежде всего от того, к какому источнику сигнала планируется подключать «уши». Так, для портативного гаджета (смартфона, карманного плеера) оптимальным считается показатель в
16 Ом и менее, неплохим —
17 – 32 Ом. Более высокие значения —
33 – 64 Ом и
65 – 96 Ом — потребуют уже достаточно мощных усилителей, вроде тех, что применяются в компьютерах и телевизорах. А модели с сопротивлением
96 – 250 Ом и
выше рассчитаны в основном на аудиотехнику Hi-End класса и профессиональное применение; для таких случаев подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках.
Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Диаметр динамика
Диаметр динамика, установленного в наушниках; в моделях с несколькими излучателями (см. «Кол-во излучателей»), как правило, учитывается размер наиболее крупного динамика, остальные размеры могут уточняться в примечаниях.
В целом данный параметр актуален в первую очередь для накладных наушников (см. «Конструкция»).В них излучатели могут иметь разный размер; чем он больше — тем более насыщенным получается звук и тем лучше динамик воспроизводит басы, однако крупные излучатели соответствующим образом сказываются на габаритах, весе и цене наушников. А вот внутриканальные «уши» и вкладыши по определению имеют очень небольшие динамики, а насыщенный бас в них достигается за счет других конструктивных особенностей.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые может нормально «услышать» собственный микрофон наушников.
Теоретически чем шире этот диапазон — тем более продвинутым и качественным является микрофон, тем ближе звук, передаваемый им, к реальному. На практике же обширный охват по частотам требуется далеко не всегда. Так, рабочий диапазон человеческого уха составляет порядка 16 – 22 000 Гц, да и то верхнюю его часть слышат далеко не все. А человеческая речь обычно охватывает частоты от 500 Гц до 2 кГц, по крайней мере этого диапазона считается вполне достаточно для ее передачи. Так что если микрофон нужен вам для несложных задач вроде общения по голосовой связи в Интернете или игровом чате — на диапазон частот можно не обращать особого внимания: даже в самых скромных моделях он более чем достаточен для нормальной передачи речи.
Внешняя звуковая карта
Наличие
внешней звуковой карты в комплекте поставки наушников.
Внешняя звуковая карта обычно представляет собой своеобразный адаптер, подключаемый к USB-порту компьютера или ноутбука и оснащенный стандартными аудиовыходами (обычно типа 3.5 мм mini-Jack). Фактически это наружный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), созданный специально под определенную модель наушников. Данная особенность встречается в основном в двух разновидностях наушников — игровых и офисных (см. «Назначение»). В первом случае смысл внешнего ЦАП заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить качественный звук с максимальным эффектом погружения (собственная аудиокарта ПК/ноутбука далеко не всегда способна справиться с этой задачей). Кроме того, отдельная звуковая карта может пригодиться, если собственные аудиовыходы компьютера заняты или вовсе отсутствуют. Что касается офисных моделей, то в них наружные преобразователи используются в основном для упрощения работы со специальным ПО или оборудованием для телефонии. Отметим, что и в том, и в другом случае внешние звуковые карты нередко выполняют также функции пультов ДУ — для этого они оснащаются клавишами или другими органами управления (сенсорами, колесиками и т. п.).